Сориентироваться на местности: как научиться смотреть на знакомую территорию по-новому
На днях в Тарусе прошла Школа урбанистики, организованная студентами образовательной программы «Управление пространственным развитием городов» факультета городского и регионального развития ВШЭ при участии местных активистов и властей. Ее участники работали над концепцией развития городских Торговых рядов. Школа стала одним из победителей Конкурса поддержки студенческих инициатив.
Конкурс поддержки студенческих инициатив ВШЭ — это механизм финансовой помощи некоммерческим студенческим общественно значимым проектам. Студент или группа студентов может заявить свой проект и получить на его реализацию до 300 тысяч рублей. В 2022 году поддержку получил 21 проект.
Как говорят организаторы, Школа урбанистики в Тарусе — образовательный проект с прикладным значением. Ее программа состояла из двух тематических блоков. В первый день участники проекта разделились на команды и познакомились с концепцией Анри Лефевра «Право на город». В дальнейшем они использовали ее для выбора инструментов, с помощью которых можно влиять на пространственные изменения города и организовывать общественные инициативы.
Изучили также концепцию слоев города — физического (объекты), социального (сценарии поведения) и ментального (ощущения) — и сразу использовали ее на практике, когда заполняли полевые дневники на исследуемой территории. Местные жители и студенты приоритизировали проблемные участки Торговых рядов, выделили сценарии пользования средой и ценности места.
Второй день был посвящен стратегическому планированию. Используя результаты исследований первого дня, команды школы разработали предложения по благоустройству и стратегию развития Торговых рядов, которая включала в себя поиск новых ценностей, функций, пространственных изменений и учитывала мнения всех потенциальных пользователей.
Местные жители нашли несколько решений существующих проблем: необходимо обновить фасады, перенести инженерные сети, разделить потоки пешеходов и машин, озеленить район. Не менее важным оказалось решение о брендировании местного торгового пространства — так у рядов появится целостность. Также определялась идентичность микрорайона Курган, где находятся ряды. Это к тому же единственный район Тарусы с многоквартирными домами. Команды пришли к идее об уместности космической тематики, так как район расположен вблизи Института космических исследований.
За два дня студенты воспроизвели механизм общественного участия в проектах развития городской среды, предложили жителям активно влиять на разработку стратегии изменения облика своего города. В работе школы участвовал мэр Тарусы Сергей Манаков: он и исследовал местность вместе с активистами, и участвовал в обсуждении предложений.
Сергей Манаков
Такие образовательные мероприятия необходимы для города, мы это приветствуем. У нас есть общественная комиссия при городской администрации, которая изучает инициативы жителей нашего города. Честно говоря, инициатив не так много, хотелось бы больше. Как раз для этого и нужны подобные проекты с привлечением местных жителей, понимающих, что необходимо при планировании городских изменений и как доводить идею до реализации.
Формат школы заинтересовал местных жителей, поскольку позволил взглянуть на знакомые территории по-новому, говорит местная жительница и активистка Галина Тоньшева, работник Института космических исследований, глава одного из местных профсоюзов.
Галина Тоньшева
Я хожу по этим Торговым рядам уже 30 лет, но только благодаря этому мероприятию обратила внимание на то, что там находится. Школа была очень важна для нас, для тарусян. До сих пор мы ждали что-то от муниципалитета и считали, что администрация должна нам улучшать условия, но благодаря ей мы поняли, что можем тоже принимать в этом участие.
Организаторы Школы урбанистики в Тарусе смогли смоделировать формат соучаствующего проектирования, поработали с запросами местных жителей, модерировали дискуссии, выступили в роли лекторов. Александра Данильченко, один из организаторов школы, руководитель команды, считает, что одной из важных и сложных задач было продумать мотивацию и полезность мероприятия для местных жителей.
Александра Данильченко
Мы очень долго работали над форматом и наполнением мероприятия, чтобы оно было актуальным и понятным местным жителям. Постоянно продумывали мотивацию и полезность, чтобы быть готовыми к вопросам по типу: «А зачем нам территорию чувствовать? Мы и так все там знаем и с закрытыми глазами все нарисуем». В итоге местами адаптировали мероприятие под новую активность, и благодаря этому в формате живых обсуждений мы разбирались в самом наболевшем. Фактически мы старались отработать каждое предубеждение участников касательно городского развития и участия в общественной жизни, звучащее в ходе совместной работы. Было очень много обратной связи и предложений по дальнейшей работе, в частности проектной деятельности с местными школьниками. Нас очень вдохновил уровень вовлеченности в городскую повестку у местных жителей.
Теперь студенты продолжат совместную работу с горожанами, активистами и администрацией по вопросам улучшения городской среды — территории Торговых рядов и не только. Они готовы помогать в проведении социокультурного исследования для проектов благоустройства, в создании кооперативов и сообществ, территориального общественного самоуправления (ТОС).
Итоги работы Школы урбанистики в Тарусе в скором времени появятся на ее сайте, который во время мероприятия служил афишей.
В числе организаторов Школы урбанистики в Тарусе — студенты первого курса магистерской программы «Управление пространственным развитием городов» ВШЭ Александра Данильченко, Елизавета Клочкова, Дарья Мальцева, Арина Маркарян, Полина Широкова и Лина Яхно, а также Михаил Каталов, студент ОП «Культурология». Им помогали местные активисты: Елизавета Исмагилова, градостроитель, сооснователь градостроительно-архитектурного бюро Sreda; Максим Загваздин, игротехник, также сооснователь этого бюро; Екатерина Никитина, основатель и директор «Тарусского Земства» — НКО, которая занимается проектами, связанными с развитием городской среды, и поддерживает деятельность местных сообществ.